Мастеринг - основные этапы
1. Нормализация
Во время микширования уровень на мастер-треке никогда не должен достигать нуля дБ. Обычно оставляется запас прочности-1 дБ или -2 дБ. Это означает, что уровень на главной шине будет колебаться между -6 дБ (для мягких проходов) и -1 дБ для самых громких звуков.
На этапе мастеринга хочется получить максимально громкий звук. Нормализация - это подготовка звука, чтобы в финале мастеринга самый громкий пик в песне достиг 0 дБ.
2. Компрессия
При мастеринге важно получить оптимально высокий общий уровень звука. Действительно, если общая средняя громкость трека составляет около -3 дБ, а в какой-то момент на треке мощная барабанная дробь превысит средний уровень и достигнет 0 дБ, тогда весь трек будет звучать на 3 дБ менее громко.
Поэтому есть прямая заинтересованность в сглаживании этого конкретного пика, который возникает время от времени и отрицательно сказывается на всем звуке. При компрессии уровень громкости выставляется так, чтобы средний уровень приближался как можно ближе к 0 дБ, сглаживая выступающие пики при этом стараясь не перекомпрессировать звучание трека.
Для точного управления динамикой в соответствии с частотами используется многополосный компрессор. Это позволяет снизить громкость определенных частот не затрагивая другие.
3. Эквализация
Нормы и стандарты звука развиваются. В соответствии со временем есть тенденция усиливать некоторые частоты. Например, заметно, что песни 90-х годов на 3 дБ менее громкие и менее яркие, чем песни 2000–2010 годов. Этап эквализации важен для обеспечения ясности высоких частот и глубины баса. Благодаря применению фильтров, которые позволяет уменьшить «коробочные» частоты от 350 до 500 Гц удается увеличить «прозрачность» трека и «раскачать» общую громкость в итоге.
4. Пространство
Пространство придает глубину и ширину звучания композиции. Это может быть вопрос добавления небольшой общей реверберации для придания воздушности звучанию микса. Существуют также плагины с фазовым сдвигом для расширения стерео спектра. Особое значение имеет аккуратная сайд-реверберация, которая усиливает глубину микса, а также реверберация отдельного частотного диапазона.
Говоря о пространственной обработке нельзя не коснуться темы расширения стереобазы общего звучания.
Существует два способа применить этот эффект:
1) фактически расширяя звучание определенных частотных диапазонов,
2) производя задержку между стереоканалами.
Не рекомендуется применять большие значения эффекта в отношении низких частот. Хорошая идея - проверить трек в монорежиме, чтобы он не «развалился» от слишком высоких значений расширения.
Для некоторых треков идеально подходит широкое звучание, а для некоторых лучше более узкое. Часто используется такой прием: куплет звучит собранно, а припев буквально “вываливается” за пределы колонок, что резко меняет восприятие пространства микса и увлекает слушателя.
5. Симулятор аналоговой ленты
Во времена магнитофонов можно было особенным образом уплотнить звук, потому что искажение, создаваемое магнитной лентой, придавало звуку больше "кача".
Например, плагины Fatso и Sonnox Inflator позволяют создать это ощущение. Использование симуляторов катушечных магнитофонов - один из любимых приемов звукорежиссеров.
6. Лимитер и максимайзер
В конце цепочки обработок используется лимитер (максимайзер) для повышения громкости всего звукового сигнала. В зависимости от стиля музыки окончательная громкость может усилиться до 2 раз, что приветствуется в современной музыке, но все-таки сказывается на естественном звучании инструментов.
Вот почему многие говорят, что не следует покупать ремастированные компакт-диски записей 80-х годов. Конечно, на радио или в плейере трек, сделанный в 80-х будет звучать менее громко, чем другие. Но стоит сделать лишь небольшое усилие - увеличить громкость звуковой системы, чтобы реально ощутить звучание оригинальных ударных, акустических гитар и духовых инструментов.
Наши контакты
Ростов-на-Дону